Никола-Ленивец – это место для жизни и творчества на природе. Здесь на площади 650 га возведены 33 арт-объекта.

Никола-Ленивец находится примерно в 200 км от Москвы — в Калужской области, на берегу реки Угра. Часть его территории относится к природному национальному парку «Угра», который является биосферным резерватом ЮНЕСКО.

Никола-Ленивец открыт для творческих экспериментов и постоянно пополняется объектами искусства. Это единственное в России место, где представлены ландшафтные инсталляции лучших российских и зарубежных авторов. Многие арт-объекты Никола-Ленивца стали знаковыми для современной культуры.

Не смотря на то, что старт из Москвы был намечен рано утром, выехали мы ближе к обеду. Выбрав в качестве транспортного средства мотоцикл, была надежда на шустрость, однако, не тут-то было. Из столицы вылетели со свистом, но, стоило попасть в Калужскую область, начались бесконечные ремонты. “Тыр-пыр, восемь дыр”: на мото подобное – откровенная каторга. Добравшись до Калуги, уходим на Медынь. Движение стало менее насыщенным, но дорога лучше не стала. А когда свернули с трассы (за пос. Полотняный Завод) – и подавно, тропинка как в деревне.

А собственно, почему “как”? Мы проезжали деревни и села, то и дело дорогу перебегали гуси, а дети сворачивали голову, заглядываясь на проезжающий мимо спорт-байк. Все было так, как у бабушки в деревне.

Разбитый асфальт кое-где был посыпан щебнем, позже началась полноценная грунтовка. Упираемся в Т-образный перекрёсток, на котором куча указателей на деревянных табличках, уходим направо и видим одноэтажный домик с гордой надписью “Регистрация”. Пустой. На нем кроме информации о размещении на ночь ничего больше не нашли, включаем камеру на шлеме, едем дальше. Должно же тут быть интересно!

Никола-Ленивец – это огромная часть заповедника, по которому разбросаны арт-объекты. Территория масштабная, по ней проходит единственная сельская дорога и множество пеших и велосипедных тропинок.

Обо всём по-порядку. Первым нас встречает “визитная карточка” парка под названием “Бобур”.

Я долго пытался понять назначение этого объекта, но всё тщетно. Среди поля стоит огромный плетень, высотой метров 10-15, внутри винтовая лестница. С высоты, казалось бы, должен открываться шикарный вид на заповедник, но нет, все тот же плетень обзор и загораживает 🙁

Посмотрели, подумали, двинули дальше.

На следующей поляне нас ждала уже целая композиция, носящая завораживающее название “Вселенский разум”. Собственно, вот он, разум:

Почему-то сразу вспомнились жители тех сел, которые мы проезжали по пути сюда. Я представляю себе деревенского мужика, который идет по лесу с корзиной, собирает грибы. Выходит на поляну и видит это. “Что это за хренотень?”

Стоит огромная штука, в виде мозга. Из дерева, обшитого металлом. С одной стороны аллея столбов из фильма “Кин-Дза-Дза”, с другой – различные непонятные штуки, напоминающие орудия пыток и бытовую деревенскую утварь одновременно.

Через дорогу нас ждал целый лес, на опушке которого приметили пару столбов с насекомыми. Наверное, они тоже что-то символизировали.

Тропинка привела нас к мостику через ничего 🙂

Ориентирной точкой входа стала арка из бруса черного цвета.

Судя по всему, во время очередного “перфоманса” здесь были кассы, или точка продаж смузи и шейков. Но эта часть парка была явно рассчитана под какие-то мероприятия. Тут тебе и поле для показательных боев, да выступлений.

Неведомые дорожки для невиданных зверей:

И зоны для посиделок с подружками:

В совсем уж дальней части парка нашли “Дом художника”. Почему именно художника, а не надзирателя, к примеру, или сказочных медведей – так и осталось загадкой.

И блокпост. Поставлен, как я полагаю, для запрета доступа лесникам и простым селянам.

В центре всего этого действа стоит “Звезда Давида”. Из лестниц.

В целом, по ним можно забраться любителям красивых видов, но мы ограничились только взглядом изнутри 🙂

Наверное, для понимания современного творчества рядом должен находиться экскурсовод и рассказывать различные истории про каждый объект, дабы проникнуться и восхититься. Без них, пожалуй, не понятно.

На опушке леса, в поле, среди подсолнухов нас ждал еще один Арт-Объект.

Ротонда Бродского. Это двухэтажное здание овальной формы. Весь первый этаж состоит из дверей разного формата, весь второй этаж – из разнопёрых окон. И да, в центре – настоящая печка. Видимо, чтобы спасаться от сквозняков. Ну или так виделся поэт автору: несуразный набор “верхов” и “низов” с огоньком внутри.

Пошёл дождь и заставил нас оценить прелесть данного сооружения – ведь крыша-то у него самая настоящая) Только все великое множество дверей на ветру ужасно хлопало или скрипело, со всех сторон задувает.

Весь вечер у меня в голове вертелся вопрос того мифического сельского мужика с грибами:

Что это за хренотень?